БЛОГ

Без категории
09 февраля 2015

На главных торговых улицах Москвы, где спрос на помещения всегда был ажиотажным, теперь можно увидеть пустые витрины с баннерами «Сдается в аренду». Сегодня многие арендаторы покидают основные торговые улицы Москвы, отказываясь от флагманских магазинов с высокими арендными ставками.

В 2014 году на Тверской улице освободили помещения Pandora, флагманский магазин Zara, а также филиалы нескольких банков. «Спортмастер» закрыл магазины на Ленинском проспекте и проспекте Мира.

На развитие сегмента стрит-ретейла, помимо экономических и геополитических факторов, значительное влияние оказало активное развитие в Москве пешеходных улиц, а также расширение зон платной парковки. Спрос на «имиджевые» помещения значительно сократился из-за сложившейся непростой экономической ситуации, а также существенно снизился и за счет введения платной парковки на основных центральных улицах.

Например, улица Тверская лишилась звания главной торговой артерии Москвы именно в связи с введением ограничений парковки в этой зоне.

 

Ставки падают, магазины пустуют

Ситуация в экономике и другие факторы привели к приостановке программ развития ретейлеров и к росту показателя вакантных площадей: в успешных торговых центрах и наиболее престижных торговых коридорах он повысился до 5–10%.

По итогам 2014 года эксперты делают выводы о снижении арендных ставок в долларовом выражении как в сегменте стрит-ретейла, так и в торговых центрах. Они отмечают, что наиболее существенное падение наблюдается на основных торговых улицах столицы.

По данным участников рынка, Тверская опустела за год в 4,5 раза, а минимальные ставки аренды снизились почти в 3 раза.

По оценке брокеров, на Тверской средние ставки снизились на 30% в сравнении с предыдущим годом ввиду активной ротации арендаторов. В 2014 году Тверская опустилась на четвертое место в рейтинге наиболее дорогих торговых коридоров Москвы. Первое место в нем занимает бессменный лидер – Столешников переулок, на втором месте оказалась улица Петровка, а Пятницкая и Кузнецкий Мост делят третье место.

Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение спроса на торговые помещения в сегменте стрит-ретейл. Причем, если в более востребованных торговых центрах уровень вакантных площадей повысится всего лишь на 5-10%, то в менее актуальных и популярных торговых центрах объемы простаивающих площадей на 15-30%.

 

Банки

На протяжении нескольких последних лет банки являлись одними из основных арендаторов уличных помещений и ключевым драйвером развития сегмента стрит-ретейла в Москве. Сейчас они также уходят с основных торговых улиц Москвы. Доля банковского сектора в общей структуре запросов на торговые помещения в сегменте стрит-ретейла по итогам 2014 года составила лишь 2,6% против 7,5% в 2013-м и 9,1% в 2012 году.

На рынке возникла вполне ожидаемая ситуация, и тому есть несколько причин: санкции, которые всерьез коснулись и банковского сектора, уход многих банков с рынка и нестабильность экономики, которая поменяла планы развития и расширения банков.

 

Кто займет пустые магазины

В то же время со стороны некоторых розничных компаний увеличился спрос на объекты, расположенные на центральных пешеходных улицах. Эксперты отмечают, что все большую долю занимают предприятия общественного питания, развиваются сетевые операторы продуктовой розницы.

В пешеходных зонах все чаще предпочитают арендовать помещения представители фаст-фуда, кафе, ресторанов, а также «одежные» и «обувные» ретейлеры среднего ценового сегмента, аптеки, сувениры и т.д. Пешеходные зоны также интересны представителям, предлагающим товары импульсного спроса.

Арендаторы luxury, вопреки всему, показали традиционную устойчивость. В этом сегменте никаких серьезных изменений и ротаций не наблюдалось. Предполагается, что представители сегмента luxury будут придерживаться очень осторожных и продуманных схем развития.


Источник: realty.rbc.ru, blackwood.ru

Наш специалист перезвонит
Вам в течение нескольких минут