ММДЦ «Москва-Сити» — один из самых амбициозных столичных проектов последних лет. Благодаря ему в городе наконец-то появились современные небоскребы — один из обязательных атрибутов каждого уважающего себя мегаполиса. Вот только старт этого бизнес-кластера не задался: скандалы вокруг главной башни, проблемы с транспортной доступностью и логистикой и перспектива работать посреди стройки арендаторов поначалу отпугивали. Но по мере ввода запланированных объектов, улучшения ситуации с подъездами и парковкой и появлением сразу трех станций метро, дела вроде пошли на лад. Спрос на офисы в ММДЦ стал расти, вакансия — сокращаться, а застройщики наперебой заявляли новые объекты.
Однако кризисное первое полугодие 2015 года, итоги которого стали моментом истины для всех без исключения сегментов рынка недвижимости, вдруг показало, что уровень пустующих площадей в «Москве-Сити» — один из самых высоких в городе и достигает чуть ли не 45%.
Статистику в первом полугодии текущего года испортил ввод большого количества новых объектов, которые еще не успели найти своих арендаторов, а потому пустуют. За счет этого сейчас вакансия составляет порядка 42%. Кроме того, рынок офисной недвижимости пострадал из-за кризиса и ММДЦ тут не стал исключением: здесь в основном, представлены офисы класса А, спрос на которые сейчас заметно снизился.
Впрочем, массового оттока арендаторов из этого бизнес-кластера не зафиксировано: съезжать отсюда для многих компаний — себе дороже. Подавляющее большинство арендных договоров было заключено на долгосрочную перспективу, поэтому спонтанный переезд юридически сложно осуществим. К тому же лендлорды сейчас настроены конструктивно, ввиду этого компании не переезжают, а передоговариваются, происходит активная реструктуризация арендных соглашений. Разумеется, собственники еще в прошлом году начали отказываться от долларов, поэтому цены в валюте стали сильно ниже, а вот в рублях немного подросли.
В итоге, сейчас средняя стоимость аренды здесь составляет 450-650 долларов за кв. метр в год. Общий объем офисных площадей равняется 856 тысячам кв. метров, из них порядка 738 тысяч кв. метров относятся к классу А. По прогнозам экспертов, в этом году на долю «Москвы-Сити» придется около 25% от нового офисного предложения в столице, а объем площадей здесь к концу 2015 года приблизится к отметке в 1 миллион кв. метров, что, несомненно, повысит уровень вакансии.
В такой ситуации застройщикам, которые уже вложились в новые проекты, остается надеяться, что до масштабного ввода новых площадей, который ожидается в 2016 и 2018 годах, рынок сумеет поглотить большую часть простаивающих офисов. Однако, насколько реально такое развитие событий в текущей экономической ситуации — предсказать сложно.
А пока «Москве-Сити» остается рассчитывать только на свои конкурентные преимущества, стараясь привлечь арендаторов редкой возможностью снять помещение, площадью более 30 тысяч кв. метров, статусными объектами класса А с панорамными видами и улучшением транспортной доступности.
Но, как известно, помимо коммерческой недвижимости, в «Москве-Сити» есть еще и жилая, представленная форматом «апартаменты». Несколько лет назад, когда подобные предложения только начинали поступать в продажу, девелоперы, пользуясь уникальностью проекта, смело относили их к премиум, а то и к элитному сегменту. Цены и площади были соответствующие: от 10 до 30 тысяч долларов за кв. метр при среднем метраже лота 150-180 кв. метров. Сейчас, когда клиенты больше не склонны бросать деньги на ветер, застройщикам пришлось посмотреть правде в глаза и снизить классность. Теперь апартаменты в ММДЦ, за редким исключением, рассчитаны на бизнес-бюджет. А это значит, что их метраж начинается уже с 60 кв. метров, а средняя стоимость «квадрата» упала в разы.
Суммарно на сегодняшний день в «Москве-Сити» выведено на рынок порядка 260 тысяч кв. метров жилья в строящихся и построенных объектах или 1,5 тысячи апартаментов. Из них на первичном рынке покупатели могут выбирать из 350 объектов, а на вторичном выставлено более 100 лотов. Средний бюджет предложения составляет 1,5 миллиона долларов. С одной стороны, пока невостребованных площадей не так уж много, а с другой, результаты первого полугодия довольно вялые: за шесть месяцев было реализовано только 40 апартаментов.
Теперь жилье здесь позиционируется как «статусные видовые апартаменты в районе с развитой инфраструктурой». При этом девелоперы в новых проектах пытаются разбавить застройку зелеными зонами, в надежде привлечь новых клиентов. А тех пока настораживает обилие стекла, бетона и высокая плотность трафика.
Источник: БФМ
Наш специалист перезвонит Вам в течение 60 минут