БЛОГ

Без категории
17 февраля 2014

 

Как сделать город компактным, удобным, комплексно решить целый ряд транспортных и социальных проблем – вот вопросы, над которыми сегодня бьются архитекторы, градостроители и управленцы.

Многим историческим городам повезло – они застроены достаточно плотно и равномерно, пронизаны транспортной сетью, и в настоящее время жилье, офисы и объекты социальной инфраструктуры естественно дополняют друг друга в таких городах на относительно небольшой территории. Важный момент – такие города, особенно центральная и престижная их часть, не застраивались заводами и фабриками, складами и другими производственными помещениями. Пятна промзон не разрывают городскую ткань на лоскуты, не создают преград между районами, не уродуют город эстетически.

Другим городам, пережившим интенсивный рост в последние 100 лет, сегодня приходится принимать системные решения. Серьезный резерв — бывшие промышленные территории, которые во многих городах традиционно располагаются у воды.

 

Доки и причалы

Во всем мире уже давно по достоинству оценили потенциал береговых линий для развития городов. Реализация девелоперских проектов в этом направлении получила даже особое название – Waterfront Development. Сегодня реализуется множество таких проектов, которые меняют облик городов во всех частях света.

Ставший уже классическим пример — редевелопмент лондонских доков. Появившиеся в конце XVII века как охраняемая стоянка для судов, лондонские доки долгое время были средоточием деловой активности города, на обширной территории по обоим берегам Темзы находилось множество отдельных причалов, торговых контор, складских помещений и собственно доков для ремонта и строительства судов. Однако после того как понадобились новые, более глубокие порты для контейнерных судов, старые лондонские доки стремительно утратили былое значение. Новую жизнь в них вдохнула корпорация развития Доклендс, занявшаяся в 1980-х годах перепланировкой целого прибрежного района. В результате

многие старые промышленные здания были снесены, некоторые – переоборудованы под жилье и офисные помещения, на бывших пристанях появились клубы для занятий водными видами спорта, район оживили пешеходные и велосипедные дорожки, горожанам был обеспечен доступ к воде. Здесь же были открыты Доклендское легкое метро и аэропорт Лондон-Сити. Позже сюда дотянулась и лондонская подземка (линия Джубили), после чего район стал развиваться и дорожать еще быстрее. Благодаря созданию бизнес-центров, самый известный из которых – Кэнери Уорф, значительно увеличилось число рабочих мест – в итоге еще недавно заброшенный и депрессивный район стал одним из центров притяжения британской столицы, где располагаются офисы крупнейших компаний, банки, редакции газет и т.д.

Еще один характерный пример развития береговой зоны – преображение района Коп Ван Зюйд в Роттердаме, пришедшего в упадок из-за перемещения главного порта в другую часть города. Городские власти оживили его, соединив с центром Роттердама. При этом был построен 808-метровый Мост Эразма («мост-лебедь»), который стал не только новой транспортной артерией, связавшей берега Мааса, но и одним из символов города.

Удачными проектами в мире принято считать реконструкцию прибрежной полосы в Барселоне, Хафенсити в Гамбурге, район Хаммарбю-Лейк-Сити в Стокгольме. В Хельсинки в ближайшее десятилетие власти собираются осваивать портовые и промышленные территории около воды, освобождая центр города от расположенных здесь предприятий. Вместо них городская администрация предполагает построить концептуальные жилые дома и обеспечить доступ к воде всем желающим.

 

Москва и Петербург выходят на берег

Долгое время водные акватории российских городов не были оценены по достоинству: на них пустовали заброшенные промышленные объекты, перекрывая для горожан доступ к воде, территории не были облагорожены. Побережье Финского залива в Петербурге, так же как и набережные Москвы-реки, в градостроительном смысле пока не состоялись. Они фрагментарны и неудобны, не приспособлены для жизни и отдыха и не соразмерны человеку.

Как заявил на круглом столе, посвященном благоустройству городского пространства, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, из 220 километров береговой линии Москва-реки внутри города обжито только 60 километров.

Не лучше ситуация и в северной столице, где морской фасад мог бы являться визитной карточкой города.

 

Трудно поверить, но в Санкт-Петербурге — сотни километров необустроенных береговых линий больших и малых рек: 270 км - берег Финского залива, 130 км - берега Невы.

Эти пространства сегодня либо запущены, заняты зачастую неработающими промышленными предприятиями, либо застраиваются хаотично, в отсутствие общей стратегии и концепции», - говорит исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков.

Тенденция по переносу промышленных производств за черту города и созданию удобной инфраструктуры около воды приходит и в Россию. Набережная превращается в популярное и комфортное место для отдыха, жизни и работы, где расположены музеи, объекты детской инфраструктуры, офисы, жилые комплексы. Грамотное освоение береговой линии положительно сказывается на состоянии экологии и видовых характеристиках города», - говорит эксперт. Несмотря на то, что большинство проектов в настоящее время находятся на старте своей реализации, их количество, масштаб инвестиций и серьезный настрой властей свидетельствуют о том, что в ближайшее время многое изменится.

 

Новые проекты

Сейчас в крупных российских городах обсуждается ряд девелоперских проектов по развитию прибрежных районов. Столичные власти, например, строят большие планы по освоению водной территории города в рамках проекта под рабочим названием «Водный фасад Москвы». Проект должен изменить внешний облик набережных Москва-реки и береговых зон: бывшей территории завода «ЗИЛ» в Нагатинской пойме, Зарядья, Лужников. Также дальнейшее развитие получит и арт-квартал на Яузе.

Первый из реализуемых проектов - реконструкция Крымской набережной (парк «Музеон»). На озелененном по немецкой технологии пространстве разместится вернисаж для художников, зимние павильоны, территорию подсветят более полутора тысяч уникальных светильников и украсит «сухой» (то есть, без чаши, наполняемой водой) фонтан из 200 струй, на которые можно будет проецировать изображения.

Интересные преобразования начались и в прибрежных зонах Санкт-Петербурга. Среди знаковых проектов — «Морской фасад», предполагающий расширение Васильевского острова в сторону Финского залива, здесь уже построен и функционирует новый морской пассажирский порт. «Новая Голландия» - проект реконструкции исторического комплекса на одноименном острове. Из уже реализованных в Санкт-Петербурге эксперты называют удачным проект строительства Парка 300-летия города в месте впадения Невы в Финский залив. Это единственный успешный пример постсоветского благоустройства в Петербурге прибрежной зоны на сегодняшний день. Пляж, расположенный в парке, стал одним из самых популярных мест отдыха у горожан. «Все проекты имеют схожий набор предложений и включают, помимо традиционных офисов, жилья, торговли и гостиниц, объекты культурного назначения, в том числе, театры.

 

Одним из наиболее заметных (в прямом смысле слова – высота 462 метра) проектов, в концепцию которого заложено благоустройство прибрежной зоны в Санкт-Петербурге, станет «Лахта центр».

 

Проект включает в себя строительство современного общественно-делового комплекса в Приморском районе, в девяти километрах от исторического ядра города.

 

Многофункциональный объект должен сделать общедоступным и открытым пространством, которое до сих пор имело лишь промышленное назначение. Две трети застраиваемого участка планируется отдать под зеленую зону: ландшафтный парк, променад и амфитеатр со спуском к воде. В будущем территория «Лахта центра» может быть объединена с расположенным рядом Парком 300-летия Санкт-Петербурга пешеходным мостом.

 

Развитие прибрежных территорий - это больше чем девелопмент. Waterfront Development - - это, по сути своей, ревитализация пространства и наполнение его новыми социальными смыслами. Как правило, эти проекты воплощают смелые современные дизайнерские решения и технологии. В основе таких проектов лежит образ современного города, в котором хочется жить. Для крупных деловых и промышленных мегаполисов выход на «линию воды» – это одно из возможных решений целого узла градостроительных проблем.

 

 

 

Наш специалист перезвонит
Вам в течение нескольких минут