БЛОГ

Познавательное
31 июля 2019

Логистический оператор

Подобрать или заменить поставщика логистических услуг компании-производители, ритейлеры решают не каждый день , рано или поздно эта задача ставится перед топ-менеджером логистики. Количество логооператоров России исчисляется сотнями. Разобрать их особенности, найти оптимального партнера согласно специфики – задача сложная даже для профессионалов.

Научить понимать рынок, применять определенный порядок действий по выбору поставщика услуг – цель, которую поставили для себя Александр Перфильев, директор департамента складской и индустриальной недвижимости ILM/Skladium. ru и Василий Шебуков, руководитель логистического отдела компании SLOPESTYLE. Эксперты подготовили исследование, презентации на тему «Особенности выбора складского оператора» участникам Совета профессионалов по цепям поставок в Центре Логистики на Ленинградском проспекте. Члены совета - руководители, специалисты по логистике и цепям поставок, ритейлеры.

В мероприятии принимали участие представители организаций: Jacobs , Electrolux, Nestle, Градиент, ИДС Боржоми и другие . Результат анализа территории Москвы и Московской области сервисом Skladium показал наличие более 180 площадей, которые предоставляют услуги 3 pl. Из них 45 комплексов расположены внутри МКАД. Всего в России – 266 складских помещений, где можно получить услуги ответственного хранения. Учитывая наличие больше одного объекта в портфеле логокомпании, таких организаций около 200 – это операторы, работающие с сервисом.

 

Фото выбора логистического оператора

Как же заказчики выбирают поставщика логистического сервиса?

Чаще так же, как склад под аренду, ориентируясь на опыт, свободные, дополнительные площади, специализацию, оснащение, транспортную доступность и коммерческие условия. Распространенная причина поиска поставщика складских комплексов - неудовлетворенность работой действующего партнера. Эффективность сотрудничества напрямую зависит от правильного выбора, редко от цены или известности компании. Частые претензии к складским операторам:

  • неудовлетворенность качеством услуг
  • недостаточная гибкость партнера
  • низкое или избыточное качество помещений для хранения
  • финансовая нестабильность контрагента
  • завышенная цена.

 «Как мы привыкли считать? – говорит Александр Перфильев. – Если у логистического оператора высокая цена, значит , он работает неэффективно. Иногда действительно у него может быть «раздутый» штат, нет системы эффективного управления складской техникой, могут быть просчеты, как в одну , так и в другую сторону. Часто логоператор арендует помещения, поэтому стоимость его услуг привязана к ставке аренды. Эта ставка может быть выше рынка, а ваш логист оказался скован долгосрочным контрактом. Кроме того , не стоит забывать про ежегодную индексацию при аренде. Сейчас среднее ее значение составляет 5%, на некоторых объектах может достигать 10%, что конечно не нравится клиенту-поклажедателю»

Другие причины поиска оператора – это выход на новые рынки, смена канала дистрибуции, временный сток, мониторинг рынка, смена стратегии развития организации, переход от собственной логистики к услугам ответственного хранения. При выборе поставщика услуг по хранению нужно понимать , что это за объединения, какова сущность их появления.

Эксперты разделили все логокомпании по нескольким параметрам, ориентируясь на них можно оценить ключевые характеристики, преимущества, недостатки. К первой группе относятся российские представительства ведущих международных организаций, «голубые фишки», если проводить аналогию с акциями крупнейших компаний. Это известные игроки - DHL Freight, FM Logistic, Itella, XPO Logistics, Dachser, ID Logistics, Shenker, Kuehne-Nagel, Tablogix, UPS SC и др . Преимущества их деятельности - отлаженная работа всех процессов, доступ к зарубежному опыту, сильный IT-отдел, бизнес-аналитика, качество, автоматизация. Для клиента здесь скрываются и недостатки. Такие логисты предпочитают работать с большими площадями, значимыми международными заказчиками. Часто при низком уровне адаптивности под особенности потребителя, возникают сложности обработки редких нестандартных запросов.

Вторая группа – это фирмы, выделившиеся из логистических департаментов крупных торговых, дистрибуционных холдингов. Самые большие: Alidi, , Magnat Logistics, S Logistics, Ruslogistics, «Марвел-логистика», «Евросеть-логистика», «Абсолют». Сложность для клиента заключается в том , что данные поставщики услуг в сфере логистики могут оказаться очень разными по своим возможностям, квалификации. Не редко компании-операторы имеют глубокую экспертизу своего товарного сегмента, развитую сеть помещений для хранения. При обработке товаров совместно с основным бизнесом компании есть возможность получить хорошие условия, высокое качество 3 pl -услуг.

В третью группу входят российские, международные транспортные компании. Из российских наиболее известны: Pony Express , DPD, «Деловые линии», ПЭК. Международные компании – Panalpina, Militzer & Munch, Rhenus, DSV, Hellmann Worldwide Logistics. Для таких организаций основным направлением является транспортное, следовательно стабильность сегмента ответственного хранения будет зависеть от успешности основного направления. В случае кризиса партнер по обеспечению складских помещений может отказаться от направления хранения, сфокусировавшись на core бизнесе. Очевидными преимуществами таких организаций является сильная транспортная экспертиза, развитая сеть транспортных хабов. Такой оператор будет хорошим выбором для покупателей услуг, чей товар не требует сложной обработки, но требует эффективной транспортной логистики.

Встречаются также заказчики, владеющие бизнесом, не связанным с логистикой, есть возможности , желание попробовать новое для себя направление. Как пример, компания Бецема специализируется на производстве спецтехники. Сначала территория завода включала один склад, сейчас это крупный комплекс с помещениями для холодного хранения. «Эти компании часто не известны, они маленькие с точки зрения портфеля складской недвижимости, о них нужно знать , их нужно искать. Там бывает качественный и недорогой продукт, но уровень сервиса может быть очень разным», - говорит Василий Шебуков.

Организации этой группы не имеют требований по предоставлению информации и интеграции, с ними просто договориться о ценах, запуске дополнительных услуг. В то же время, финансовая устойчивость оператора оценке не поддается, качество услуг зависит от сложности обработки. Этот вариант хорош , когда фирме требуется буферные площади с паллетной обработкой и невысокой стоимостью товара.

Пятая группа – фирмы логоуслуг, организованные около 10 лет назад при участии инвестиционных фондов. Их целью было занять лидирующие позиции на рынке. Многие из таких например , Relogix, Юнитранс Логистик, ТЛК, прекратили свое существование либо кардинально трансформировались. По - прежнему, многие известные российские фирмы сейчас имеют в составе акционеров инвестиционные фонды, поэтому положительные и отрицательные стороны этой группы актуальны даже для них . Положительные факторы - качество сервиса, адаптивность информационных потоков. В отличие от «голубых фишек» финансовую стабильность нельзя смело занести в актив этим компаниям, ее нужно проверять отдельно. Сложности для клиентов - это нацеленности операторов на крупные объемы хранения.

Также можно выделить группы: ведущие российские логистические холдинги (STS Logistics, Major , Roslogistics, Loglab), средние федеральные логистические компании, работающие во многих регионах (Оккам, АБЛ, STA, Белун Карго), фулфилмент-операторы, которые занимаются логистикой процессов интернет-магазинов и узкоспециализированные компании, например , производство и реализация алкогольной или фармацевтической продукции.

Еще одна группа - компании, созданные на базе комплексов для хранения, владеющие помещениями: Molcom, ТИС, Монолит, А2, Бецема, SVX Logistics. Компании сегмента HoReCa и продуктовые логисты специализируются на транспортировке и хранении продукции с температурным режимом. Существует два основных стереотипа по цене сервисного обслуживания логооператора:

 есть «рыночные цены», у каждой компании есть свой прайс-лист 

  1. чем дешевле цена, тем эффективнее работает фирма.

«На самом деле, не всегда так получается, а как правило так не получается, - говорит Василий Шебуков. – Чтобы посчитать все затраты на аренду, технику, персонал, свет, тепло, спецодежду и прочее , а затем внести в стоимость конкретной операции, нужно затратить очень много усилий. Такое могут позволить себе только большие холдинги с серьезным штатом аналитиков, технологов». Если подобная логистическая организация делает подробные расчеты, для потребителя своих услуг это означает прозрачность, но исключается торг. Маленькие фирмы рассчитывают тарифы «в уме», исходя из собственного опыта,  представления о стоимости услуг. Здесь в ходе переговоров можно добиться более низких расценок.

Как получить услуги по сниженным ценам?

Самый очевидный случай – когда у логиста много пустых арендованных площадей, тогда он стремится их как можно быстрее заполнить. В этом случае на расценках возможно выиграть, но в краткосрочной перспективе, так как после заполнения вакансии логокомпания начнет ротировать заказчиков, поднимая при этом тарифы.

Второй случай – когда вы используете ресурсы в противофазе с другими покупателями поставщика услуг. Например , если у вас «пики» сезонов приходятся на разные кварталы. В этом случае оператор может более эффективно использовать ресурсы, заложенные в проекты других заказчиков.

Третий вариант – когда владелец арендных площадей понимает, что ваша совместная работа увеличит поток привлекаемых клиентов. Например , если за крупным DIY-ритейлером на объект приходят его поставщики.

Четвертый, редкий вариант – склад работает сверхэффективно, полностью автоматизирован, поэтому может предложить самые дешевые ставки на рынке. «При выборе партнера нужно больше о нем знать. Хорошо понимать его экономическую ситуацию, объем вакантных площадей, основных потребителей. Важно помнить , что для него вы являетесь клиентом, приносящим прибыль, в убыток себе никто работать не будет», - говорит Василий Шебуков. Здесь важно понимать , как просчитываются риски, затраты.

Обычно ведущие логисты просчитывают затраты каждого конкретного вида сервисного обслуживания. Если фирма приносит убыток, они знают, какая именно операция убыточна. Все услуги считаются, согласовываются отдельно, что позволяет достичь большей эффективности. Таким образом, стоимость повышается на конкретную услугу. В то же время, добавление нового нестандартного сервиса проходит очень сложно , ведь просчитываются все затраты, прежде чем озвучить расценки. Другие организации ведут учет затрат только в целом. При такой модели работы эффективность операций может снижаться, если одно сервисное обслуживание работает в убыток логооператору, то он будет поднимать расценки. Для заказчиков положительным моментом является скорость согласования новых сервисов, их стоимости, переговорные возможности.

С чего же начать выбор компании-партнера, предоставляющей услуги по хранению и транспортировки?

В первую очередь, с себя. Прежде , чем выходить на переговоры, нужно четко понять собственные возможности , особенности своей продукции, ключевые приоритеты. Может оказаться достаточным объявить тендер, и крупнейшие поставщики логистических услуг сами побегут предлагать выгодные условия. На самом деле , стоит учитывать , что имея малые объемы и низкие требования к информационным потокам, вы не будете приоритетным заказчиком ведущего международного холдинга, процесс интеграции системы будет трудным.

Стоит четко определить приоритеты: акцентироваться на поиск склада класса «А» или классом пожертвовать ради локации? Какие требования к срокам доставки? Нужна ли вашему товару сложная складская обработка? Когда акционеры настаивают на сотрудничестве с широко известными компаниями, возможно найти надежного партнера, сотрудничество которого будет для вас комфортнее, выгоднее в сравнении с крупнейшими игроками складского бизнеса. До момента проведения переговоров изучите деятельность будущего партнера детально , чтобы понять возможности и финансовую надежность. Это нужно, чтобы понять его выгоды от совместного сотрудничества. Так можно добиться выгодных условий договора без ущерба сервисных услуг.

Система работы организации-логиста оценивается по скорости присылания коммерческого предложения. Оперативность может быть положительным или отрицательным знаком. Здесь все зависит от особенностей вашей работы – часто ли требуется расширение пакета услуг, будут ли нужны нестандартные сервисы?

Обращать внимание стоит на специализацию поставщика услуг и его клиентов на рассматриваемом объекте. Возможно, высокие ставки скрывают дополнительные возможности для вашего бизнеса. Рынок организаций, занимающихся логистикой широк и разнообразен, но разобраться в нем можно . Главное – понимать собственные задачи, модель работы потенциальных партнеров, их слабые и сильные стороны. «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Информация о компании ILM

Skladium.ru – практичный инструмент, с помощью которого можно легко сделать выборку складских и индустриальных объектов недвижимости на территории более 100 российских городов. Каталог объектов включает в себя более 3500 помещений класса от «А+» до «С». На сегодня проработано больше 100 проектов, совокупная площадь которых составляет свыше 200 000 кв. м. Компания ILM является номером №1 на рынке недвижимости коммерческого направления. В течение 2017 года складским департаментом ILM было реализовано более 165 000 кв.м. складских помещений на всей территории России. За восьмилетний период работы компания провела свыше 520 сделок.

Ведущая деятельность компании - сопровождение корпоративных клиентов в сфере рынка коммерческой недвижимости, сюда входит :

  • инвестиционное планирование управление активными ресурсами клиента
  • консалтинговое обслуживание
  • оценочные и исследовательские мероприятия
  • управление проектными разработками

Павел Назаркин, менеджер по маркетингу и PR подразделения Skladium.ru компании ILM

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Наш специалист перезвонит
Вам в течение нескольких минут